Language:

Статьи и рецензии

Азиатская премьера

«Континет Сибирь» от 20 октября 2006 40 (512), автор Марина Корсакова

Особое мнение

Яркой вспышкой в нынешнем музыкальном сезоне стали концерты Екатерины Мечетиной с симфоническим оркестром Новосибирской филармонии. Мечетина входит в число немногих российских пианистов мирового уровня, живущих в жесточайшем гастрольном режиме, дающих по 100 концертов в год, тех исполнителей, чьи выступления расписаны на сезоны вперед. Ее уникальность в том, что Екатерина — единственная женщина в этой блестящей плеяде, к слову, женщина на редкость красивая, этакий секс-символ современного русского «пианизма».

Пианистка сама по себе стала для Новосибирска премьерой, так как играла у нас впервые, более того, она привезла в Сибирь сочинение 2003 года, ранее звучавшее исключительно в Европе или в европейской части России, — Шестой фортепианный концерт Родиона Щедрина.

Знакомство Мечетиной с крупнейшим композитором современности состоялось при экстремальных обстоятельствах: она фактически «спасла» находящийся под угрозой из-за болезни предполагаемого исполнителя концерт из произведений Щедрина, выучив программу в рекордно короткие сроки и блестяще ее исполнив. Живой классик делился с прессой: «Екатерина — ярчайший, блистательный талант! За восемь дней выучила два труднейших моих сочинения. Кроме комплиментов, мне нечего было ей сказать. После того как она исполнила всю программу, публика встала, приветствуя ее. Она — просто чудо! Сенсация!» С тех пор Щедрин доверяет Екатерине все мировые премьеры своих опусов, в том числе и премьерный для Сибири (да и вообще всей азиатской части России) Шестой концерт, впервые прозвучавший в Амстердаме в 2003 году на праздновании юбилея блистательной русской пианистки Беллы Давидович. Долгое время Мечетина оставалась единственной исполнительницей этого сложнейшего произведения.

Щедрин — художник контрастов, его музыка полна напора, мощи, за которыми неизменно ощущается инженерная точность композиции, но, признаться честно, при всей яркости и самобытности пламенно любить эту музыку трудно. Трудно, потому что нет в ней — по крайней мере в звучавших в филармонии концертах — того, что мы привыкли понимать под словом музыкальность, нет в ней лирической интонации, апелляции к чувствам слушателя. Несмотря на «разницу в возрасте» почти в 40 лет, Второй и Шестой концерты близки в своем стремлении воплотить жесткие контрасты нынешнего мира. Шестой концерт (Concerto di Lontano — «В отдалении») — более медитативный, «пребывающий», наполненный возникающими как будто из ниоткуда яркими интонационными сгустками. Он весь напряжение и вслушивание в полную тревожных всполохов современность. Второй концерт (написан в 1966 году и посвящен блистательной супруге композитора Майе Плисецкой), честно сказать, более легок для восприятия: он тематически ярок, динамичен и захватывающ. Мечетина, прекрасно чувствующая стилистику Щедрина, продемонстрировала те качества, которых требовала эта музыка, — блестящую технику, графическую точность, неженскую силу и волевой напор. Оркестровое звучание обеспечивало особую атмосферу, где органично мог существовать звук рояля. Оркестр пульсировал и дышал, маэстро Артем Маркин неустанно вел его за собой, не позволяя расслабиться ни музыкантам, ни слушателям, сплетая тембры в лучащийся энергией поток в Шестом концерте или подчеркивая динамические контрасты и доводя звучание до гипертрофированной мощи во Втором.

Во втором отделении, звучавшем на более высоком эмоциональном уровне, высокий класс продемонстрировал наш симфонический оркестр. Сильнейший энергетический заряд, посылаемый в оркестр Маркиным, наполнил импрессионистским трепетом и могучим дыханием сюиту «Дафнис и Хлоя» Равеля, внес обжигающий, доходящий до патологии эротизм в танец юной иудейской принцессы Саломеи («Танец семи покрывал» из оперы Рихарда Штрауса «Саломея») и воссоздал атмосферу знойной Испании в «Двух танго Альбениса» Щедрина. Программа, сплошь составленная из музыки XX века (кстати, явление у нас не такое частое), некогда написанная возмутителями общественного вкуса, теперь — после угловатых, атональных, пронизанных урбанистическими ритмами концертов, — слушалась «на ура», давала возможность немного расслабиться и насладиться мелодическим богатством.

Совместное выступление Мечетиной и Маркина — не случайность. Здесь можно говорить о творческом союзе, ведь Екатерина уже не один сезон выступает с Владимирским губернаторским симфоническим оркестром — детищем Артема Маркина (к слову, самого молодого в России создателя и руководителя подобного коллектива, ученика маэстро Арнольда Каца). Более того, визит Екатерины в Новосибирск, да и собственно премьера концерта состоялись по инициативе дирижера. Тандем их гармоничен, а главное — способен не только воплотить замыслы современного композитора (для этого, положа руку на сердце, нужно не так много — техника и драйв), но и достойно — вдумчиво и чутко — исполнить произведения из сокровищницы классического репертуара, что музыканты неоднократно демонстрировали во Владимире. Перспектива услышать подобное исполнение в Новосибирске в виду большого успеха прошедших концертов кажется очень заманчивой.

Автор Марина КОРСАКОВА

Все статьи и рецензии


Статьи и рецензии

Продюсер Табриз Шахиди: концерты, гастроли, презентации, новые имена

Все права защищены и охраняются законом.
© 2006—2017 Е. Мечетина, Империя Музыки.

Дизайн и программное обеспечение — ЭЛКОС


Статистика
  • Rambler's Top100