Language:

Статьи и рецензии

Магия искусства Екатерины Мечетиной

Ирина Анашкина, преподаватель Сургутского музыкального колледжа, — специально для «НГ»

Гениальная пианистка рассказала, как добиться успеха

В очередной раз любители и знатоки музыки могли прикоснуться к великому наследию музыкальной культуры во время выступления в Органном зале музыкального колледжа выдающейся пианистки Екатерины Мечетиной. Когда я увидела афишу ее концерта, первая мысль была — иду, иду обязательно! Все почитатели молодой артистки и любители музыки ждали ее концерта, организованного благотворительной программой «Новые имена», с огромным волнением и нетерпением.

Как-то стало удивительно тихо и торжественно в зале, когда на сцену вышла потрясающе красивая, хрупкая девушка. Опустила руки на рояль, и полилась музыка, негромкая, но невероятно выразительная. Чуткость прикосновения к клавишам, умение слушать вибрацию звука и заставить слушателя почувствовать ее — качество, данное далеко не каждому пианисту. В исполнении Екатерины произведений Шопена, Моцарта каждая нота прозвучала не просто рельефно и осмысленно, а невольно вызвала в зале особую тишину. Особая магия искусства молодой пианистки заставила зал жить и дышать вместе с нею!

Хочется отметить и очень ценное качество артистки в составлении репертуара, который подбирается таким образом, чтобы программа концерта была интересна не только самой пианистке, но и слушателям. Программа в Сургуте — повторение нью-йоркского концерта, который состоялся совсем недавно.

Необыкновенная щедрость не только чувств, эмоций, но и удивительная скромность отличают пианистку. Не ошибусь, если скажу, что никто из слушателей не знает, что Вальс Равеля в ее исполнении — собственное переложение хореографической поэмы! Ее интерпретация произвела огромное впечатление на всех слушателей. Техническое совершенство молодой пианистки, ее безграничные возможности позволили найти и передать на фортепиано совершенно удивительные краски, оттенки тембровой палитры и приемов исполнения симфонической музыки французского композитора. С предельной точностью и мастерством чуткого художника она сумела передать музыкальные аллюзии, встречающиеся в произведении, — это штраусовские вальсы, шубертовские лендлеры, листовский «Забытый вальс», наконец, «Благородные и сентиментальные вальсы» самого композитора.

Творческие интересы и пристрастия артистки самые различные — это классические, романтические и произведения, написанные в современной композиторской технике, сложной не только для восприятия, но и для исполнения. На вопрос, чем объясняется такой устойчивый интерес к творчеству Родиона Щедрина, одного из самых ярких композиторов современности, ответ был прост: «В свое время современники не понимали Баха, Моцарта, Рахманинова, список можно долго продолжать. В этом же ряду стоит и творчество Щедрина, необыкновенно интересного и гениального композитора. Его время еще придет, у него очень выразительная и интересная музыка». Стоит сказать, что Шестой концерт для фортепиано (из репертуара пианистки) с оркестром звучит только в исполнении Екатерины Мечетиной. Пока она является единственной исполнительницей этого сочинения композитора. По признанию автора, из всех пианистов только ее интерпретация Сонаты № 2, прозвучавшей в концерте, и Шестого концерта соответствуют авторскому видению и содержанию.

Удивительно, как в этой необыкновенно тонкой и чуткой творческой натуре сочетаются непосредственность, открытость, с одной стороны, а с другой, потрясает внутреннее духовное богатство, глубина проникновения в содержание стиля и языка исполняемых музыкальных произведений. Никаких общих мест, нарочитых эффектов в сложном музыкальном языке Вариаций на тему Корелли Сергея Рахманинова. Каждая фраза звучит ярко, впечатляюще.

Необыкновенно общительная, с лучистыми глазами, доброжелательная, она совершенно неожиданно в качестве пожелания юным музыкантам сказала: «Терпение и огромное упорство в достижении цели. Через боль и горечь поражений настойчиво идти к намеченной цели, превозмогая все трудности на своем пути. Без воспитания трудолюбия и умения работать самостоятельно начинающим артистам не обойтись. А главное — необходимо понять себя. Постараться разобраться, действительно ли ты готов отдать свою жизнь на служение другим, отказаться от многих благ и соблазнов, твое ли это призвание». Такое заявление сначала покажется странным. Ведь у Екатерины необыкновенно удачно и счастливо сложилась артистическая карьера, ей сопутствуют успех и удача, и вдруг такая жесткость. Оказывается, все эти победы — результат не только таланта, волевого характера, ответственности, но и великого труда.

Ирина Анашкина, преподаватель Сургутского музыкального колледжа, — специально для «НГ»

Справка НГ

Уже в десять лет Мечетина становится обладательницей Гран-при на конкурсе «Премия Моцарта» в Вероне. В 16 лет — самый юный лауреат Международного конкурса пианистов имени Бузони в Больцано, приз за лучшее исполнение труднейшего этюда Листа «Блуждающие огни». После этого выступления с оркестром Владимира Спивакова и Национальным филармоническим оркестром России — годовая стажировка в Париже от Фонда виолончелиста Мстислава Ростроповича.

Все статьи и рецензии


Статьи и рецензии

Продюсер Табриз Шахиди: концерты, гастроли, презентации, новые имена

Все права защищены и охраняются законом.
© 2006—2017 Е. Мечетина, Империя Музыки.

Дизайн и программное обеспечение — ЭЛКОС


Статистика
  • Rambler's Top100